Кресты под ногами монреальцев

Автор: К. М.

На первый взгляд Монреаль выглядит городом, где к христианству относятся невраждебно. Не будем теперь вдаваться в различия между католицизмом и православием - речь не об этом. Над городом возвышается крест, и большинство улиц названы именами святых, многие из которых прославлены до раскола между Востоком и Западом; повсюду храмы. Кажется, православные христиане должны себя здесь чувствовать, если не как дома, то, во всяком случае, весьма уютно. Нет ли тут подвоха?

Монреаль - город с непростой историей, которая оставила свой отпечаток на названиях, архитектуре и общем характере города. Объясним, почему говорить о надежном приюте для истинно верующих здесь не приходится. Мы упомянули о кресте, установленным на горе Мон-Рояль (Mont Royal) который возвышается над городом, но что выше этого креста? Вилка антенн, с некоторых ракурсов напоминающая трезубец, иногда изображаемый в руках бесов. Повсюду в городе установлены странные памятники с малопонятной символикой. На многих зданиях начерчены масонские угольники и циркули, а некоторые высотки, особенно выстроенные в последние десятилетия, увенчаны ступенчатыми пирамидами или трапециями— сатанинская символика, вроде архитектуры мавзолея. Но всех перещеголяло здание KPMG, воздвигнутое несколько лет назад—оно откровенно рогатое.

Кто-то скажет: «ерунда все это—просто архитектурные формы, ничего тут нет особенного». Мы же ответим, что это легкомысленный поверхностный взгляд. Во все века архитектура была не просто строительством, но выражением философии, нравственных и духовных ценностей самих строителей и тех, кто строительство им поручал. И во все времена значимые постройки были не просто зданиями, но символами. Это относится не только к храмам, но и к крепостям, парламентам, а теперь и к высоткам, в стенах которых решаются судьбы миллиардов долларов, а значит, и судьбы людей. Архитектура этих зданий отображает подлинные ценности заказчиков и строителей. Ценности же эти настолько же противоположны христианству, насколько вся масонская философия. Добавим к этому, что выпускные вечера у монреальских архитекторов проходят в масонской ложе, и сомнений в том, чья печать лежит на архитектурном образе Монреаля XXI в. не останется. Мы, однако, вовсе не об архитектуре хотели рассказать, а о предмете более конкретном и важном. Есть в Монреале старинный (по североамериканским меркам) просторный зеленый сквер Дорчестер (Dorchester). До открытия площади Канады (Place du Canada) он носил имя Доминион (Dominion), а свое теперешнее название он получил по имени улицы, северней которой расположился. в 1987 году эту часть бульвара переименовали по имени умершего в тот год бывшего премьер-министра Рене Левек (René Levesque).

Путаная, в общем, история с названием этого сквера. Да это и не важно для нашей заметки. До того, как во второй половине XIX века город выкупил этот участок земли у Католической церкви, там располагалось кладбище Святого Антония (Saint-Antoine). К тому времени на кладбище захоронений уже не проводили, но могилы оставались на прежнем месте. Городские власти попросту разбили на месте кладбища городской сквер. Во время реконструкции 2010 года, многие могилы были обнаружены, но не перенесены или перезахоронены; в особенности, их много в южной стороне сквера. Все дорожки площади вымощены камнем. Помимо обычных квадратных камней, местами попадается выложенный другим камнем крест. В интервью монреальской Газет (The Gazette) городской чиновник Филипп Сабурен (Philippe Sabourin) сказал, что кресты призваны напомнить о том, что на этом месте было когда-то кладбище. Количество крестов не означает количества могил, и расположение не соответствует каким-то конкретным захоронениям. Просто, ради памяти о бывшем кладбище, решено было выложить южную часть сквера крестами, стилизованными под символ, обозначающий кладбища на мореальских картах.

Нужно ли говорить, что православный христианин должен воздерживаться от хождения по могилам. Это вопрос уважения к умершим, к образу Божию – человеческому телу. Даже если могилы – не православных христиан. Тем более, необходимо всячески избегать ступать на кресты. Тогда как это должно быть очевидно безо всяких дополнительных разъяснений, мы все-таки приведем каноническое обоснование. Шестого Вселенского Собора Правило 73: “Поелику животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь Тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение Креста, начертываемые некоторыми на земли, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земли изображение Креста повелеваем отлучати”.

Таким образом, Церковь еще со второй половины VII в. повелевает отлучать тех, кто изображает на земле кресты. Очевидно, что светским городским деятелям эти правила могут быть неизвестны, но католики должны были бы это знать и подать голос. Вообще, это даже не религиозный вопрос. Можно ли спокойно ходить по могилам, пусть и древним? А ступать по религиозному, пусть и чужому, символу? Однако удивляться тут нечего. Чего ждать от католиков и светских чиновников, если даже, называющие себя православными, устанавливают кресты так, чтобы их попирали ногами? В Киево-Печерской Лавре, например, водосточные решетки заботливо украшены тысячами крестов. Это не смущает ни многочисленных паломников, ни управляющих лаврой деятелей Московской Патриархии. Решетки эти вовсе не старинные— по словам киевлян, их положили после реконструкции Лавры. Не будем обвинять никого в злом умысле, но скажем, что враг рода человеческого, люто ненавидящий Христа, пользуясь услугами людей легкомысленных или злонамеренных, с удовольствием подстелет под наши ноги начертание своего поражения – Святого Креста. Бороться с этим мы возможности не имеем, тем более, в чужом городе, но быть внимательными мы обязаны. При этом, естественно, не надо впадать в суеверный страх, пытаясь углядеть крест в любом орнаменте или даже трещинах мостовых. Есть кресты, а есть перекрестки, что не одно и то же.

Пусть, кресты на площадях, вилка над городом, трапеции, пирамиды и угольники и прочие безбожные символы служат нам напоминанием о том, что подлинный наш дом— Царствие Божие, уготованное нам от создания мира (Мф. 25:34), и о том, что князем мира сего по слову Спасителя является сатана, и нам необходимо непрестанно бодрствовать, чтобы по легкомыслию не допускать богохульства ни словом, ни делом.