Поучения и проповеди

Идеалъ Русской Православной государственности.

Автор: Архіеп. Аверкій Таушевъ

Предлагаемъ вашему вниманію проповѣдь приснопамятнаго владыки Аверкія на память святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, въ монашествѣ Алексія, чью память Церковь совершаетъ сегодня. Несмотря на то, что слово это было сказано около полувѣка назадъ, оно, какъ нельзя лучше подходитъ для сегодняшняго дня. 

 

 

«Не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ». Многимъ извѣстно это замѣчательное изреченіе, ставшее давно какъ бы поговоркой, но мало кто знаетъ,   к о м у   оно принадлежитъ. Принадлежитъ оно святому благовѣрному великому князю Александру Невскому, память котораго Россійская Церковь празднуетъ 23 ноября по ст. ст. (день его отпѣванія) и вторично — 30 августа по ст. ст. (день перенесенія его св. мощей изъ г. Владиміра въ царствующій градъ св. Петра).

Святый благовѣрный великій князь Александръ Невскій — подлинное воплощеніе русской православно-христіанской государственности. Это — свѣтлый образъ возвышенной, благородной, дѣтски-чистой души народнаго вождя-правителя, мужественно-обнажающаго свой мечъ въ защиту поругаемой вѣры. Это — безстрашный исповѣдникъ истинной вѣры Христовой, самоотверженный и доблестный защитникъ Православной Церкви отъ грубаго насилія иноплеменниковъ-иновѣрцевъ.

далее..

Митрополит Виталий о подготовке к Рождеству

Автор: митрополитъ Виталiй (Устиновъ)

Возлюбленные о Господѣ братья и сестры!

Каждый великiй праздникъ въ Церкви Христовой является какъ бы нѣкимъ святымъ таинствомъ, черезъ которое изливается на души наши особая Божiя благодать, особый даръ Святаго Духа. Если невозможно, по ученiю всѣхъ подвижниковъ Церкви, чисто молиться съ сытымъ чревомъ, то тѣмъ болѣе невозможно безъ поста и сугубой молитвы духовно пріобщиться къ великимъ праздникамъ Пасхи, Рождества Христова, Успенiя Матери Божiей, значитъ, передъ нами стоитъ крайняя необходимость готовиться къ праздникамъ, какъ къ великимъ Таинствамъ. 

Теперь мы находимся передъ большой опасностью утратить самый духовный смыслъ Рождества Христова, который все больше и больше затмевается пышными елками, пряностями, суетой. Церковь празднуетъ Рождество Христово 25-го декабря по стъ. стъ и до этого дня запрещаетъ своимъ чадамъ веселиться и вкушать скоромную пищу. Мы видимъ какъ теперь совершенно не считаются съ самымъ днемъ 25-го декабря и за цѣлый мѣсяцъ до него начинаютъ устраивать воистину нечестивыя пиршества, танцы. И это въ самый разгаръ Рождественскаго поста. Таковые да не приступаютъ ко Святой Чашѣ, да не причащаются Святыхъ Таинъ Христовыхъ въ день Великаго Праздника. 

далее..

Новый год, Рождество и "Санта-Клаус"

Автор: Блаженнейший митрополит Виталий (Устинов)

Возлюбленные о Господе братья и сестры! 

Каждый великий праздник в Церкви Христовой является как бы неким святым таинством, через которое изливается на души наши особая Божiя благодать, особый дар Святаго Духа. Если невозможно, по учению всех подвижников Церкви, чисто молиться с сытым чревом, то тем более невозможно без поста и сугубой молитвы духовно приобщиться к великим праздникам Пасхи, Рождества Христова, Успения Матери Божией. Значит, перед нами стоит крайняя необходимость готовиться к праздникам, как к великим Таинствам. 

Теперь мы находимся перед большой опасностью утратить самый духовный смысл Рождества Христова, который все больше и больше затмевается пышными елками, пряностями, суетой. Церковь празднует Рождество Христово 25-го декабря по ст. ст и до этого дня запрещает своим чадам веселиться и вкушать скоромную пищу. Мы видим как теперь совершенно не считаются с самымъ днем 25-го декабря (7 января н.с.) и за целый месяц до него начинают устраивать воистину нечестивые пиршества, танцы. И это в самый разгар Рождественского поста. Таковые да не приступают ко Святой Чаше, да не причащаются Святых Таин Христовых в день Великого Праздника. 

далее..

Объ обязанности родителей оберегать своихъ дѣтей отъ честолюбивыхъ помысловъ

Автор: митрополитъ Сергій (Ляпидевскiй)

Тогда приступи къ Нему мати сыну  Заведееву  съ сынома своима, кланяющися и просящи нѣчто отъ Него.  (Матѳ. 20, 20. )

 

Въ евангельскомъ повѣствованіи пятой недѣли Великаго поста удивительный вспоминается случай. Когда Христосъ шелъ уже въ Іерусалимъ на страданія, мать Іакова и Іоанна Саломія наедивѣ съ ними обратилась къ Нему, намѣреваясь предложить Ему свою просьбу. Спаситель привѣтливо предупредилъ ее вопросомъ: «Чего ты хочешь»? Та, ободренная, прямо объявляетъ: «Повели, чтобы мои оба сыновья сѣли подлѣ Тебя въ царствѣ Твоемъ». Но въ отвѣтъ она услышала, чего не ожидала. При ней Спаситель обоимъ имъ предсказалъ, что они испіютъ ту же горькую чашу, какая Ему приготовлена.

 Издревле замѣчено, что любовь материнская, увлекаясь мечтами о счастіи дѣтей, не умѣетъ ограничивать своихъ желаній, ни даже скрывать ихъ. Но примѣръ Саломіи предостерегаетъ родителей, какъ ошибоченъ и вреденъ пристрастный взглядъ на дѣтей. Не о томъ прилично мечтать отцу, что сынъ его займетъ одно изъ первыхъ мѣстъ въ государствѣ; не того нужно домогаться матери, чтобы дочь ея сіяла въ обществѣ, какъ яркая звѣзда на небѣ; но о томъ обязаны заботиться всѣ родители, чтобы во время воспитанія дѣтей утвердить въ нихъ святые убѣжденія вѣры и чистая правила жизни, какъ основанія ихъ благополучія и нравственнаго величія.

Увлекаясь мечтами родителей, ихъ дѣти скоро начинаютъ смотрѣть на себя съ самонадѣянностію и гордостью. Усвоивъ нѣсколько поверхностныхъ познаній они думаютъ, что о всемъ судить могутъ; смѣло вмѣшиваются въ бесѣды старшихъ; по современнымъ вопросамъ гдѣ-либо читанныя или слышанныя замѣчанія выдаютъ эа свои мнѣнія, и такимъ образомъ напоминаютъ собою тѣхъ птицъ, который выучиваются произносить нѣсколько человѣческихъ словъ. Съ жадностію собирая свѣдѣнія о недостаткахъ стараго времени, они увѣрены, что все прежнее худо, и что сами они призваны быть обновителями общественной жизни, и потому считаютъ себя способными на всякое видное мѣсто, на всякую высокую должность.

далее..

Память святых апостолов Петра и Павла

Автор: архіепископъ Аверкій (Таушевъ)

Отвѣщавъ же Симонъ Петръ рече: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго!
И отвѣщавъ Іисусъ рече ему: блаженъ еси Симоне, варъ Іона...
и Азъ же тебѣ глаголю, яко ты еси ПЕТРЪ, и на семъ камени созижду Церковь Мою,
и врата адова не одолѣютъ ей
 (Матѳ. 16, 19).

Великое торжество празднуеть сегодня, братіе, Церковь Христова. Она прославляетъ въ сегодняшній день славную мученическую кончину двухъ величайшихъ Апостоловъ, болѣе всѣхъ потрудившихся для проповѣди Евангелія — святыхъ Петра и Павла. Въ своихъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ Она едва находитъ слова, чтобы достойнымъ образомъ почтить ихъ и прославить ихъ апостольскую ревность и самоотверженные апостольскіе труды.

«Апостоловъ первопрестольницы», «вселенныя учителіе», «Богопроповѣдниковъ первостоятели», «руцѣ Евангелія благодати», «нозѣ истиннаго проповѣданія», «рѣки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенныя питатели», «новаго завѣта Богописанныя скрижали», «основанія Церкви истинные столпы и стѣны», «всего міра предстатели» — такими возвышенными именами прославляетъ Церковь своихъ вѣрныхъ служителей,   о б о и х ъ   равно, замѣтьте это, братіе, не дѣлая предпочтенія одному передъ другимъ, но   о б о и х ъ   именуя «первостоятелями» и «первоверховными».

Велика радость, велико ликованіе вѣрующихъ, сошедшихся на этотъ праздникъ, къ которому недаромъ Церковь готовитъ насъ продолжительнымъ постомъ, и, казалось бы, въ этомъ торжествѣ вѣры должны были бы объединиться всѣ христіане, забывъ свои взаимныя распри, обиды и огорченія.

Но, увы! силенъ врагъ рода человѣческаго, и то самое, что должно было бы служить поводомъ къ объединенію, онъ хитро сдѣлалъ предметомъ раздѣленій. Не что иное какъ возвышенное ученіе Господа объ основаніи и непоколебимости Церкви, изложенное въ вышеприведенныхъ нами словахъ Господа Апостолу Петру, врагъ умудрился сдѣлать поводомъ къ возникновенію великаго   р а с к о л а   въ Церкви Христовой. Болью сжимается сердце каждаго вѣрующаго христіанина при мысли о губительныхъ послѣдствіяхъ этого раскола и страшно становится за виновниковъ онаго. Невольно вспоминаются грозныя слова великаго столпа Церкви св. Іоанна Златоуста: «Ничто не возбуждаетъ такъ гнѣва Божія, какъ раздѣленіе въ Церкви. Даже, если бы мы дѣлали самыя совершенныя дѣла, — разрывая единеніе, будемъ наказаны, какъ еслибы мы разрывали тѣло Господне... Даже мученичество не заглаживаетъ такого грѣха...» (Томъ XI).

Гдѣ же коренится причина этого раздѣленія? Причина подобныхъ самочинныхъ раздѣленій — всегда одна и та же. Раздѣленіе возникаеть тогда, когда кто-либо, забывая свое законное и прямое назначеніе и данное ему свыше положеніе, начинаетъ   в о з н о с и т ь с я   и надмеваться своимъ званіемъ — оставляетъ заповѣданное Христомъ-Богомъ смиренномудріе и увлекается душепагубной   г о р д ы н е й,   которая возводигь человѣка въ его мысляхъ на безмѣрную высоту, а затѣмъ съ позоромъ и стыдомъ низвергаетъ его въ бездну нравственнаго паденія.

далее..

Пасхальное послание архиепископа Владимира

Возлюбленные о Христе священнослужители, братие и сестры, во Отечестве и разсеянии сущие, верные пастыри и пасомые нашей Русской Православной Церкви Заграницей!

        От всей души поздравляю вас с великим и пресветлым Праздником Воскресения Христова!

        Перед этим великим праздником и великим, радостным торжеством, Св. Церковь, в лице Свв. Апостолов, установила сорокадневный Великий Пост, Св. Четыредесятницу – по примеру Господа нашего Иисуса Христа, постившегося 40 дней.

        Св. Четыредесятница недаром поставлена именно перед Праздником Св. Пасхи, ибо она, как животворная лествица, посредством сугубого покаяния, поста и молитв (особенно частым произношением молитвы преп. Ефрема Сирина: «даруй мне зрети моя прегрешения») как бы по духовным ступеням возводит нас к созерцанию великой тайны искупительных страданий Христовых, распятию, крестной смерти Спасителя, – после которых она приводит нас к созерцанию преславной тайны Воскресения Христова.

далее..

Проповедь Архиепископа Владимира на день памяти Святителя Николая Чудотворца

Автор: архиепископ Владимир (Целищев)

   Возлюбленные о Христе, братие и сестры!

       Сегодня Св. Церковь празднует память одного из самых любимых и почитаемых русским народом святых – Святителя Николая Чудотворца. Словами святительского тропаря воистину отображаются величайшие добродетели этого великого Угодника Божия.

       «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина...» – воспевает ныне хвалебную песнь Св. Церковь и призывает нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению столь близкому нам Мирликийскому Чудотворцу.

       В переводе с церковно-славянского языка выражение: «яже вещей истина» означает, что именно «самим делом» явил Свят. Николай достойное всякого удивления воздержание, небесную высоту кротости и смирения, и непоколебимость и твердость веры, которую он ревностно охранял и защищал, подобно ревности древнего пророка Божия – Илии Фесвитянина.

       Свят. Николай родился в г. Патарах Ликийских от благочестивых, благородных и богатых родителей – Феофана и Нонны. И уже при рождении его было выражено явно, что благодать Божия почивает на этом Богоизбранном младенце. Во время крещения он простоял в купели три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Которой он явился впоследствии.

       «Учителем воздержания» и строгим постником он был от самого младенчества: материнское молоко в среду и пятницу он вкушал только один раз – вечером. И этот пост, в среду и пятницу, он не нарушил и сохранил в течение всей своей жизни, до самой блаженной своей кончины. Не заботился он и о стяжании земных благ, но всё свое имение раздавал бедным; а главным наслаждением его была благотворительность.

далее..

Рождество Христово

Автор: архиепископ Никон (Рклицкий)

Возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ, ибо родился вамъ въ городѣ Давидовомъ Спаситель, который есть Христосъ Господь (Лук. 2, 10-11) и вотъ и вамъ, дорогіе соотечественники, чада Церкви Божіей, знакъ: вы слышите торжественную пѣснь «Христосъ раждается» и въ вашемъ собственномъ сердцѣ переживаете радость боговоплощенія.

далее..

Святитель Митрополитъ Филаретъ Исповедникъ. Слово въ Прощеное Воскресенье

Автор: Святитель Филарет Исповедник


Икона Страшный Суд. Новгород XV век


   

Я хочу напомнить вамъ, возлюбленные то, что уже какъ-то говорилъ раньше въ этотъ святой и великій вечеръ. Вечеръ, который святитель Ѳеофанъ Затворникъ наименовалъ однимъ изъ самыхъ радостныхъ моментовъ въ жизни Церкви, когда верующие христіане, примирившись другъ съ другомъ, въ мірѣ и радости вступаютъ въ святую четыредесятницу. За Божественной литургіей мы слышали слова Самаго Спасителя, который сказалъ: если вы отпускаете людямъ прегрѣшенія ихъ, то и Отецъ вашъ Небесный отпуститъ вамъ прегрѣшенія ваши. А если вы не отпускаете людямъ прегрѣшеній, то и Отецъ вашъ Небесный не отпуститъ вамъ прегрѣшенія ваши.

    Мы вступаемъ въ этотъ день въ святую четыредесятницу. Время, когда душа христіанская въ особенности старается очиститься покаяніемъ и надѣется отъ милостиваго Господа получить разрѣшеніе и прощеніе всѣхъ своихъ грѣховъ и беззаконій вольныхъ и невольныхъ, которые лежатъ на совѣсти ея. Но мы знаемъ съ вами, въ теперешнихъ условіяхъ жизни, если человѣкъ хочетъ переѣхать изъ одной страны въ другую, то это не такъ просто, какъ бывало въ средніе вѣка, напримѣръ, когда просто переходили изъ одной страны въ другую. А теперь - нужно разрѣшеніе, такъ называемая "виза". И знаете вы, какъ трудно бываетъ ее получить. А вотъ, Церковь уже пѣла о томъ, что, мы молимся, чтобы Господь открылъ намъ двери покаянія, и вотъ теперь постъ приблизился, двери покаянія открыты передъ нами, но просто такъ туда не войдешь... Виза нужна! И эта виза есть примиреніе и взаимное прощеніе грѣховъ. Безъ этой "визы" въ двери покаянія на войдетъ человѣкъ.

    Вы слышали сейчасъ слова самаго Спасителя, какое условіе долженъ выполнить человѣкъ, чтобы получить отъ Господа прощеніе грѣховъ. Нѣтъ грѣха непрощаемаго! Что бы не натворилъ человѣкъ! Какая бы бездна беззаконій самыхъ скверныхъ, самыхъ постыдныхъ, самыхъ грязныхъ не была бы у него, такъ сказать, на счету у его совѣсти, но если онъ приноситъ искреннее покаяніе и примирится съ ближнимъ своимъ, то тогда Господь проститъ! Ибо никакіе грѣхи человѣческіе безконечнаго милосердія Божія не могутъ побѣдить! Это и Отцы любили говорить, что любые грѣхи любого грѣшника передъ Божіимъ милосердіемъ - то же самое, что капля предъ безбрежнымъ океаномъ. Капля падаетъ въ океанъ и безъ слѣда исчезаетъ...

    Но вотъ, сегодняшній обрядъ взаимнаго примиренія: трогательный и умиляющій душу, но какъ я говорилъ уже не разъ и повторяю, въ прискорбіи: часто бываетъ такъ, что люди просятъ другъ у друга прощеніе, часто просятъ люди, которые, фактически, можетъ быть, не встрѣчались или почти не встрѣчались въ жизни. Никакихъ столкновеній, непріятностей, неудовольствий взаимныхъ у нихъ не было, но тѣмъ не менѣе они свершаютъ этотъ обрядъ взаимнаго примиренія, исполняя святой и прекрасный Церковный уставъ, а вмѣстѣ съ этимъ - смиренно признавая, что вѣдь иногда бываетъ такъ, что вѣдь мы, совсѣмъ того не замѣчая, кого-то можемъ задѣть, обидѣть, оскорбить...

    А вотъ, къ сожалѣнію, сплошь и рядомъ бываетъ, что человѣкъ, у котораго дѣйствительно съ кѣмъ-то, какъ говорятъ, испорчены отношенія, человѣкъ, которому, слѣдственно, непремѣнно нужно примириться, если онъ хочетъ получить во время Великаго поста прощеніе въ грѣхахъ, этотъ человѣкъ, кланяясь другимъ, прося прощенія, заботливо обходитъ того, съ которымъ надо ему примириться: самолюбіе не позволяетъ!

далее..

Слово въ день Преображенія Господня

Автор: митрополитъ Антоній (Храповицкій)

Церковныя пѣснопѣнія нынѣшняго дня убѣждаютъ насъ, братіе, въ томъ, что Господь явилъ свое чудное преображеніе съ тою именно цѣлью, чтобы убѣдить своихъ послѣдователей, какъ могутъ и они сами, украсивъ свой внутренній обликъ добродѣтелью, просіять нѣкогда и внѣшнею духовною красотой. Въ душѣ нашей есть неутолимая жажда видѣть соотвѣтствіе между внутреннимъ и внѣшнимъ, и вотъ, до пришествія на Землю Сына Божія, праведники недоумѣвали, почему имъ суждено быть всегда въ приниженномъ состояніи, въ убогомъ, скорбномъ видѣ, а грѣшникамъ допускаетъ Богъ украшаться и величаться. Самые современники Спасителя ожидали съ нетерпѣніемъ того дня, когда онъ отброситъ видъ уничиженный и скорбный, освободится отъ бѣдности и бездомовности, и могущественнымъ царемъ, блистая красотою одеждъ и пышностію окружающей обстановки, вступитъ на престолъ Давида, отца своего, попирая злочестивыхъ враговъ своихъ и враговъ Израиля.

Но вотъ Господь являетъ нетерпѣливымъ послѣдователямъ своимъ иную, духовную красоту облика Своего, всегда присущую Ему, но сокрываемую отъ очей человѣческихъ въ обычное время. Онъ восходитъ съ тремя учениками на гору, и когда духъ Его возносится въ молитвѣ къ Отцу, вдругъ лицо Его просіяло, какъ солнце и одежды стали бѣлы, какъ снѣгъ. Изъ загробнаго міра предстали Ему Моисей й Илія, и райскій облакъ объялъ ихъ и учениковъ, въ благовѣйномъ ужасѣ взиравшихъ на видѣніе. Это приближеніе неземной намъ райской красоты привело учениковъ въ состояніе неизъяснимаго блаженства, такъ что Петръ восклицалъ, не помня себя отъ радости: Учителю, добро есть намъ здѣ быти. Здѣсь пересталъ онъ сожалѣть о красотѣ царскаго или вельможескаго положенія, отъ котораго уклонялся Спаситель; здѣсь онъ понялъ, насколько красоты его Божественной святости выше суетныхъ украшеній міра, насколько жалки были воздыханія учениковъ о внѣшней нищетѣ и убожествѣ своего учителя, преисполненнаго неземной, вѣчной, райской красоты и небесной славы.

далее..

Слово на 22-ую недѣлю по Пятидесятницѣ

Автор: Блаженнѣйшій митрополитъ Виталій (Устиновъ)

Проповѣдь блаженнѣйшаго митрополита Виталія (Устинова) на притчу о богатомъ и Лазарѣ. 

Одна изъ самыхъ яркихъ проповѣдей владыки. Ее, конечно, нужно слушать целикомъ. Но вотъ ниже несколько краткихъ выдержекъ: 

 

"...итакъ, возлюбленные братья и сестры, это больной вопросъ: богатые и нищіе. Вы знаете, на этомъ вопросѣ такъ нечестно, такъ ужасно использовалъ Марксъ. Коммунисты пошли за этимъ. Нашъ бедный русскій народъ устремился тоже въ это безуміе. Вначалѣ, конечно. Теперь онъ уже кается. Онъ давно уже кается. Устремился къ этой прелести. Богатые и нищіе. И забыли самое главное: забыли человѣка..."

далее..

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Автор: Святитель Филаретъ Исповѣдникъ (Вознесенскій)

 

Всякій разъ, когда въ году совершается праздникъ Рождества Пресвятой Богородицы, лично мои воспоминанія уходятъ далеко въ прошлое, въ самую лучшую жизнь, которая была когда-то до этой кровавой бѣды, которая обрушилась на русскій народъ. Въ дѣтскіе годы, когда мы учились въ школахъ, въ нихъ преподавался Законъ Божій. Обыкновенно курсъ Закона Божьяго, Священная исторія Новаго Завѣта, какъ разъ начинали мы съ этого праздника, съ повѣствованія о томъ, какъ Пречистая Дѣва Марія явилась въ міръ для того, чтобы воплотить въ Себѣ Воплощающагося Сына Божія. Церковь поетъ въ этотъ праздникъ: «Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселенней».

Всякій разъ, когда мы слышимъ церковную молитву, въ которой говорится о такой духовной радости, должна человѣческая душа провѣрять себя. «Радость возвѣсти всей вселенней». Мы многому радуемся въ мірѣ, но иногда причины нашей радости бываютъ не достойны христіанина. Радуется ли наша душа тогда, когда Церковь намъ возвѣщаетъ ту радость, которую она возвѣщаетъ всей вселенней? Если душа человѣческая радуется о Господѣ, радуется о цѣли событія Рождества Пресвятой Богородицы, если дѣйствительно это есть радость сердца человѣческаго, то это, какъ разъ то, къ чему призываетъ насъ Святая Церковь. Но повторяю, провѣряй себя, христіанская душа!

далее..

Соборъ Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ

Поздравляемъ всѣхъ вѣрныхъ съ праздникомъ Собора Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ. Предлагаемъ Вашему вниманію две проповѣди святителя Филарета Исповѣдника, сказанныя въ день прославленія. 

 На всенощной:

На литургіи:

далее..

Съ праздникомъ Воздвиженія Креста Господня!

Автор: Отцы Церкви

27 Сентября 2016 года (14 Сентября 2016 по ст.ст.)

День постный, разрѣшеніе на вино и елей, но безъ рыбы.

Проповѣди и другіе матеріалы къ Празднику съ миссіонерскаго центра прот. Константина Ѳеодрова: 

Святитель Филарет (Вознесенский) 1-я
Святитель Филарет (Вознесенский) 2-я
Святитель Филарет (Вознесенский) 3-я
Святитель Филарет (Вознесенский) 4-я
Протоиерей Константин (Федоров)
     
Из разных книг на праздник    
Поучение 1-е (годичный круг поучений). Что значит взять крест свой?
Поучение 2-е (годичный круг поучений). О том, что внушает нам Крест Господень, изнесенный Церковью для нашего поклонения
Поучение 3-е (годичный круг поучений). Одно наружное поклонение Кресту Христову без внутреннего не угодно распятому на нем Господу
Поучение 4-е (годичный круг поучений). Сила Креста Христова
Поучение 5-е (годичный круг поучений). О величии Голгофской жертвы
Пролог в поучениях. Четвероконечный крест не есть крыж римский и печать антихристова

далее..

Съ праздникомъ Срѣтенiя Господня!

Автор: Святитель Филаретъ Исповѣдникъ

Икона Срѣтенiя Господня.

Вчера за всенощнымъ бдѣніемъ мы съ вами слышали евангельское чтеніе о томъ, какъ Праведный Симеонъ сподобился принять на свои старческія руки воплотившагося Сына Божія, Господа Іисуса Христа. Сегодня за литургіей читалось это же Евангеліе, но дополненное и въ началѣ, и въ концѣ. Въ началѣ было указано, почему Преблагословенная Дѣва Марія со старцемъ Іосифомъ пришли въ Божій храмъ — они должны были исполнить то, что повелѣваетъ законъ въ сороковой день по рожденіи младенца. А въ концѣ дополнено было, словами Праведнаго Симеона. Вчерашнее Евангеліе окончилось молитвой его: «Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко», а сегодня Евангеліе къ этому дополняетъ, что Праведный Іосифъ и Пречистая Дѣва Матерь удивились тому, что они услышали отъ Праведнаго Симеона, и дальше говорится: Старецъ благословилъ ихъ и сказалъ Преблагословенной Дѣвѣ Маріи: «Се лежитъ Сей (т. е. Младенецъ-Спаситель) на паденіе и на возстаніе многихъ въ Израилѣ и въ знаменіе пререкаемо», т. е. Тотъ, Кто лежитъ тутъ, лежитъ не только на возстаніе, не только какъ Спаситель, Который возставляетъ, но и на паденіе для тѣхъ, кто не удержится. «И въ знаменіе пререкаемо», т. е., въ предметъ пререканій, предметъ спора, разногласія. И дальше еще добавилъ Праведный Симеонъ Божьей Матери: «И тебѣ Самой душу пройдетъ оружіе».

Въ жизнеописаніи Пресвятой Дѣвы Маріи говорится, что это предсказаніе глубоко пало Ей въ душу и что Она всю жизнь, пока былъ Младенцемъ, Отрокомъ, Юношей, и уже взрослымъ Человѣкомъ вышелъ на Свое служеніе спасенія рода человѣческаго Ея Божественный Сынъ, Она все время со страхомъ ожидала, когда же, наконецъ сбудется то, что предсказалъ Ей святой и праведный Старецъ о томъ, что сквозь самую душу Ея пройдетъ оружіе. Ждала Она и, наконецъ, дождалась, когда стояла у Голгоѳскаго креста, когда, дѣйствительно, насквозь черезъ Ея материнское изболѣвшее сердце прошелъ мечъ страшной невѣроятной материнской скорби, которую Она и не выдержала бы, если бы ни невидимая помощь Ея Божественнаго Сына, укрѣпившая Ее на перенесеніе этой сверхчеловѣческой скорби...

далее..