О России, русскости, русском народе
Автор: Архиепископ Аверкий Таушев
...часть 2-я
Архиепископ Аверкий (Таушев), «Современность в свете слова Божия»:
«Но все ли русские люди знают, что во вторую Неделю по Пятидесятнице совершается праздник в честь всех святых, прославившихся святостью своей жизни на Русской земле? Все ли русские люди надлежащим образом чтут и чествуют этот знаменательный день – наш русский праздник?
Каждому народу свойственно чтить память своих национальных героев: государственных вождей, военачальников, писателей, художников, ученых, изследователей и изобретателей и т. д. В эмиграции, в свое время, был установлен праздник Русской культуры, приуроченный ко дню рождения А. С. Пушкина. Все это хорошо и весьма похвально. Но совсем не хорошо и очень не похвально, чрезмерно увлекаясь только земным, забывать о гораздо более важном и высоком – о небесном. Все земное преходяще и имеет лишь временное значение, а небесное – вечно, и слава его неувядаема.
Неразумно поэтому, чествуя наших земных вождей и национальных героев, забывать о тех духовных светилах, духовных вождях нашего народа, которые, будучи прославлены Самим Богом за святость своей жизни, сделались теперь нашими небесными молитвенниками и заступниками перед престолом Божиим. К ним должны быть обращены наши сердца и умы, в первую очередь, и их святой жизненный путь должен служить нам примером подражания. Пред их дивным духовным обликом должны мы склоняться с благоговейным трепетом, и их святые молитвы должны мы, елико возможно чаще, призывать себе на помощь, – а особенно, конечно, в делах всенародных, имеющих общее значение и преследующих благо народа.
Каждый народ имеет нечто особое, что служит предметом его «национальной гордости», чем он может похвалиться перед другими. «Гордость – не христианское качество», как выразился в свое время приснопамятный московский митрополит Филарет. Но мы можем сказать, что наша национальная честь, наша национальная похвала, радость и утешение – это все святые, в земле Русской просиявшие.
...Какой отсюда следует вывод?
А вот какой! Все мы, русские люди, должны быть достойны наших святых предков – этих великих угодников Божиих, облагоухавших святостью всю русскую землю так, что она получила не лишенного самого глубокого смысла трогательное наименование – «Святая Русь».
...Ведь это наименование отнюдь не значит, что на Руси все были святые, что не было людей грешных.
Это значит только то, что высшим идеалом для русского человека был всегда идеал святости и, как бы иной раз ни падал низко русский человек, он все же сознавал глубину своего греховного падения, понимал, что он грешит, и нередко поражал потом всех необычайной силой своего искреннего покаяния...
Истинный отец и родоначальник всей русской культуры, это – св. Равноапостольный князь Владимир; духовные вожди культурного просвещения Киевской Руси, это – основатели Киево-Печерской лавры преп. Антоний и Феодосий; строители русского государства, это – св. благов. Князья, исповедники и борцы за веру Православную; основоположники духовной мощи, культурного и государственно-правового расцвета Московской Руси, это – «игумен земли Русской» преп. Сергий Радонежский и «митрополиты всея России» и чудотворцы Московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, священномученик Святейший Патриарх Гермоген. Распространители духовного просвещения и подлинно-культурной жизни на окраинах Руси среди безчисленных инородцев, разсеянных по всем пределам Русской земли и погрязавших во тьме идолослужения, это – свят. Стефан Пермский, Иннокентий Иркутский и иноки преподобные – Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские, и многие другие, имже несть числа, «именитии и безъименнии, явленнии и неявленнии».
Невозможно исчислить всех этих героев духа. Но одно надо знать и помнить: святой долг каждого русского человека, желающего не на словах, а на деле быть подлинно-русским – познакомиться с жизнью и подвигами своих святых соплеменников и брать их примером для себя, как в своей личной, так и в общественной и государственной жизни. Без этого – нечего думать и говорить о возстановлении настоящей национальной России, о возрождении русского народа.
Когда-то вся Русь благоухала святостью, и пока верен был русский человек заветам святых своих предков, росла и процветала, ширилась, укреплялась и благоденствовала Русская земля на зависть и удивление соседям. Отрекся русский человек от своего святого имени, от своего святого призвания – и постигло Русскую землю величайшее кровавое бедствие – голод, холод, нищета и пролитие крови многих миллионов русских людей, слезы и сверхчеловеческие страдания их.
Не будем удивляться и соблазняться, почему именно Русскую землю постигло такое страшное, мучительное испытание. Святая Русь, как мощный оплот единой истинной, единой спасающей святой православной веры, была особенно ненавистна диаволу. Он и устремился на нее со всею своею лютою ненавистью, напряг все свои силы, чтобы ее уничтожить, стереть с лица земли. Вспомним, что ведь завистью диаволею Сын Божий Единородный был пригвожден ко кресту. Эта же зависть диаволя разрушила и Святую Русь.
«Западом и наказывал и накажет нас Господь», – предрекал еще во второй половине прошлого столетия наш отечественный богослов, подвижник и прозорливец святитель Феофан, Вышенский Затворник.
С Запада и пришла к нам, как некое моровое поветрие, эта страшная духовная зараза, которая весьма упорной систематически-проводимой работой постепенно, шаг за шагом разложила все истинно-доброе и святое, что было в русском народе, вызвав эту ужасную кровавую катастрофу и уничтожив даже самое имя Руси. Вера в Бога, послушание Закону Божию и установлениям Церкви, христианское самоотречение, милосердие и смирение, духовная воспитанность и целомудрие – все это было высмеяно, оплевано и изгнано из жизни. На их место водворилось безбожие, доходившее порою до лютого, неистового богоборчества, невоспитанность, хамство, наглый цинизм, безжалостность к людям вплоть до звериной жестокости, безпринципность, подхалимство, пресмыкательство пред выше-стоящими и власть имущими, безпросветный черствый эгоизм и материализм – жизнь человеческая и уважение к личности потеряли всякую цену.
Этими подлинно-сатанинскими качествами были, в большей или меньшей степени, отравлены души едва ли не большинства русских людей, а решительно не принимавшие их были просто физически уничтожаемы, обрекаемы на лютую смерть.
Только этим и можно объяснить все, что стряслось над нашей несчастной Родиной!
К великой скорби и стыду нашему, многие русские люди не исцелились от этой духовной заразы и до сих пор, несмотря на все ими пережитое в эти страшные годы...
Жаль бывает видеть и слышать этих несчастных русских людей, которые, часто весьма крикливо, объявляют себя «антибольшевиками», будто бы борющимися за спасение России, а практически, в жизни своей, ничем от разрушителей и осквернителей нашей Родины не отличающихся, даже если они иногда для приличия ходят в церковь!
Да! Если мы действительно, а не на словах только, хотим спасения России и возстановления Святой Руси, где все могли бы жить по-человечески и по-христиански, мы должны стать другими, лучшими, оттрясши от себя всю эту нечисть, столь неприличествующую и несвойственную сынам и дщерям Святой Руси, а особенно – всякий вид безбожного вольнодумства, хамство, цинизм, безпринципность, нравственную распущенность и нечистоплотность. Мы должны вернуться к нашим историческим возвышенным идеалам – идеалам Святой Руси, которыми жили наши благочестивые предки и которые воспитали нам целый величественный сонм «святых, в земле Российской просиявших»...
...Увы, братие! Хуже всего то, что нет у нас настоящего смирения, а зато у многих есть упрямая, непреклонная гордыня, не желающая склониться перед Промыслом Божиим – самое богомерзкое и богопротивное свойство, из-за которого сатана спал с неба и которое человека уподобляет сатане.
Итак, будем помнить, братие, что только та молитва сильна и действенна, которая исходит из чистого сердца, преисполненного твердой несокрушимой верой и искренним неподдельным смирением .
Не временные истерические вспышки, свидетельствующие лишь о неуравновешенной психике человека, не отчаянный вопль в минуту смертельной опасности, но трезвенная, спокойная и как камень несокрушимая вера; не горделивое притязание на услышание, не капризные требования, но смиренное сознание своего недостоинства – вот качества истинно-христианской молитвы...
Вот, с этой точки зрения жалким лепетом представляются все толки и наивные разсуждения о возможностях спасения России без нашего деятельного в том участия и, конечно, участия отнюдь не в виде какой-либо политической работы (Ох уж это политиканство, которое не приносит нам ничего, кроме ссор, дрязг, разделений и, зачастую, звериной слепой ненависти друг к другу!), а в виде работы над самими собой, над своим нравственным состоянием, над моральным очищением наших душ от всякой мерзости, гнусности и греховной нечистоты, над духовным просвещением наших братьев и сестер во Христе и, особенно, нашего молодого поколения, которое до нельзя заброшено, запущено или ведется по совсем ложному пути, чуждому истинного Православия – пути нездорового политиканства, экуменизма и примиренности с мiром сим, во зле лежащим, вплоть до больного компромисса с явно-греховной порочной жизнью, темные стороны которой, слишком бросающиеся в глаза, искусно вуалируются.
И вот потому-то столь отрадное для нас предсказание о спасении и возстановлении России может не исполниться по нашей же вине, если мы окажемся недостойными такой милости Божией, по нашим грехам и упорной нераскаянности в них.
Каяться надо и исправляться, а не разглагольствовать!
«Проговорили, протанцовали Россию», как кто-то остроумно выразился: не праздными, хотя бы и многовещательными разговорами, речами и танцами до утра можем мы ее возстановить!
Сколько пишут на эту столь дорогую нашим сердцам тему, но очень-очень редко удается встретить хоть одну здоровую мысль, близкую к истине, которая прямо указывает на сущность дела. Выискивают без конца всевозможные причины гибели России и предлагают самые разноообразные способы ея спасения и возстановления, а главное ускользает из внимания. А об этом главном неустанно говорил и проповедывал наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский:
«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мiра Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры... Возстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!..»
И горько прорекал:
«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».
Что же нам было нужно?
«Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов».
Увы! Глухи остались русские люди к призывам своего великого праведника: вот, и докатились до страшного кровавого безбожия, конца-края которому все еще не видно!
Странно только, что и в эмиграции нашей все еще так много людей, которые, несмотря на все пережитое, до сих пор держатся совершенно нелепых взглядов, настроений и убеждений, приведших Россию к гибели. Не хотят они понять самого главного: за что русский народ понес такую страшную кару Божию, продолжают и за границей свою легкомысленную жизнь, думая только об устройстве своего материального благополучия, об удовольствиях, увеселениях и наслаждениях, интригуя, ради этого, друг против друга, злобясь и неистовствуя против брата своего, и в то же время совершенно безосновательно надеются, кто еще, в потоке своей порочной жизни, не совсем забыли Россию, что Россия может воскреснуть как-то автоматически, сама собой, без коренной перемены к лучшему в душах русских людей.
Для тех же, кто еще не утратил голоса совести и здравого смысла, остается и теперь в полной силе пламенное увещание нашего великого пастыря-пророка св. праведного Иоанна, ибо в нем-то и заключается главное условие спасения России:
«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!» .
Без исполнения этого главного условия нечего думать и говорить о спасении России, конец всему тогда близок – «при дверех» (Матф. 24, 33), как предупреждал нас Сам Господь Иисус Христос.
Пора понять это всем, наблюдая все ныне происходящее...
Нечего самоуверенно с надутым апломбом лжемудрствовать, вопреки ясному учению Слова Божия, Святых Отцев и угодников Божиих, которым столь многое было открыто из уже происшедшего на наших глазах.
«Горе тем, которые мудры в своих глазах», говорил Господь чрез св. пророка: «и разумны пред самими собою» (Ис. 5, 21).
«Горе тем, которые зло называют добром, а добро – злом, тьму почитают светом, а свет тьмою, горько почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5, 20).
Крайнее время уже наступило. Вместо праздного разглагольствования, последуем лучше призыву нашего великого всероссийского пастыря!
Вот и предстает перед нами решительная задача – тщательно проверить себя, к какому лагерю, или разряду людей мы принадлежим: к «погибающим» или к «спасаемым»? При этом необходимо также твердо помнить, что «человек двоедушен (с двоящимися мыслями),неустроен во всех путех своих» (не тверд во всех путях своих – ненадежен) (Иак. 1, 8) и что «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять (озирающийся назад), управлен есть в Царствии Божии (благонадежен для Царства Божия)» (Лук. 9, 62).
Нет! Никто не может служить двум господам (Матф. 6, 24), как это пытаются делать в наше время многие, увы, не исключая и некоторых лиц духовного звания!
Где и когда в христианских странах допускался такой безстыдный, почти открытый разврат, такая почти полная обнаженность всего, что связано с плотким грехом, и распущенность нравов?
Где и когда в прошлом государственные власти легализовали массовое убийство еще не родившихся детей, единственно по прихоти их развращенных родителей, не желающих нормально, по закону естества, рождать, выращивать и воспитывать зачатых ими детей и нести таким образом всю законную ответственность за их зачатие?..
И это все – «прогресс» хваленого 20-го века!
Но самое ужасное то, что это моральное разложение вошло уже и в религиозную жизнь людей...
Действительно ужасно для нас и самое страшное для всех истинно-верующих это то, что враги вошли уже внутрь самой нашей Православной Церкви и пытаются, притом невполне без успеха, взорвать ее извнутри. Конечно, мы верим, что, по обетованию Самого Христа-Спасителя: «Врата адовы не одолеют ея» (Матф. 16, 18), и она пребудет до скончания века (Матф. 28, 20), но для скольких слабых душ угрожает смертельная опасность потерять веру и погибнуть навеки! Недаром же Христос-Спаситель назвал Своих истинных последователей «малым стадом» (Лук. 12, 32), сказав притом, что когда Он снова придет на землю, едва ли «обрящет веру на земли»? (Лук. 18, 8).
...На смену «живцам» и «обновленцам» явилось «сергианство», не столь явно порывавшее в начале с истинным Православием, но сразу же открыто поставившее себя в услужение богоборческой власти. Постепенно же и оно (да и не могло быть иначе при таком тесном сближении с богоборцами!) оформилось как отступление от Православия чрез слияние своей идеологии с идеологией мiра сего, во зле лежащего, и признание за атеизмом права на существование.
Об этом красноречиво свидетельствуют публичные заявления и высказывания его «верховодов» и самый факт вступления их в «Мiровой Совет Церквей».
...А этих все более и более умножающихся, поистине жутких, «знамений времени» накопилось уже столько, что даже недавно еще осуждавшие нас за то, что мы слишком много пишем об Антихристе, начинают прозревать и признавать, что мы были правы, начав бить тревогу, когда большинство пребывало в каком-то безразличном прекраснодушии, словно не замечая, куда современный мiр идет.
Разве было когда-нибудь в прошлом такое время, к которому так подходила бы данная Св. Апостолом Павлом характеристика «последних дней»?
«В последние дни» – обращаем внимание на то, что Св. Апостол подчеркивает это как отличительную черту именно «последних дней», – «наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-5).
Особенно гордость и самолюбие господствует сейчас в мiре, как никогда прежде, а это ведь и есть, по учению отцев-подвижников, корень и начало всех прочих страстей, всего того, что перечисляет св. Апостол ниже.
Все вышеперечисленные явления и черты были типичны для нашей русской жизни перед революцией, почему они и привели к торжеству большевизма, окончательно разнуздавшего все эти страсти, залившего кровью всю русскую землю и причинившего неописуемые, неслыханные страдания всему русскому народу.
К великому для нас несчастью, многие из этих пагубных черт, несмотря на перечисленные нами страдания и лишения, не изжиты и до настоящего времени, как у нас на родине, так и в среде нашей эмиграции. В этом – главная причина всех наших внутренних нестроений и разделений, всех распрей, ссор и взаимной вражды, вместо естественного, казалось бы, для нас братского согласия, единодушия и христианской любви и взаимопомощи. Гордость и самолюбие заедают! Всем хочется властвовать, но никто не хочет смиренно слушаться и подчиняться.
А вот и еще весьма характерная черта нашего времени!
...Можно не обинуясь сказать, что сейчас благоденствуют в мiре только «злые люди» и «обманщики», захватившие в свои руки все – вплоть до государственной власти и распоряжающиеся поэтому, по своему личному эгоистическому усмотрению, всеми благами земли. Честные люди страдают, а мошенники и проходицы благоденствуют.
Но особенно характерно для нашего времени «действо льсти», о котором пишет Св. Апостол Павел в своем Втором Послании к Солунянам, когда «люди будут верить лжи» (2 Сол. 2, 11). Истина и ложь в наше время так смешались, так переплетены друг с другом, что даже самому разумному и честному человеку иной раз бывает трудно, почти невозможно разобрать, где же истина, а где ложь. Ложь так цинично и нагло выдает себя за истину, что многие поддаются этому обольщению, отходя от истины и следуя за ложью, порою самой губительной. И разоблачить эту ложь, искусно пользующуюся для своего утверждения всеми средствами мiра сего, находящимися в ея полном распоряжении, вплоть до огромных денежных средств и государственной власти, бывает весьма нелегко.
И это особенно потому, что, как предупреждал Апостол и что мы уже видим исполняющимся, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3-4).
Сколько развелось сейчас всяких самозванных учителей, действительно «льстящих слуху», сколько всевозможных сект, политических партий самых разнообразных толков и направлений! Можно буквально голову потерять тем, у кого нет твердых принципиальных устоев в истинно-христианском мiровоззрении, кто готов «влаятися и скитатися всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения», по выражению Апостола (Ефес. 4, 14)! Как легко заблудиться в дебрях всех этих всевозможных хитросплетений лжи и сбиться совершенно с правого пути истинно-христианской жизни!
А все эти сеятели лжи – сознательные или безсознательные слуги грядущего Антихриста, которые за деньги или просто по глупости усердно служат ему, подготовляя его временное торжество на земле, уже теперь, на наших глазах, становящейся его вотчиной.
Они-то больше всего и нападают на нас всеми доступными им способами, злобствуя на то, что мы разоблачаем их и их господина, которому они так верно служат, и предостерегаем всех истинно-верующих от их козней».
(Архиепископ Аверкий «Современность в свете слова Божия. Слова и речи», т. 3, Джорданвилль, 1975 г.).
Блаженнейший Митрополит Виталий, четвертый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей:
«Без Православной веры жители России превращаются в русскоязычный народ, а русский человек в русского язычника. Да поможет нам Господь избежать эту жалкую участь» («Послание к русским православным людям» от 2/15 июля 1999, «Православная Русь», №15 от 1/14 августа 1999).
«Заканчивая свое письмо, еще могу сказать, что Господь попускает Своей Церкви быть искушенной той или иной ересью, неправдой для Ея очищения. Нас в данный век не искушают ни католики, ни протестанты, никакая другая секта, а только М. П., и правильное или неправильное отношение к ней есть экзамен, данный нам Господом, как мы стоим перед Истиной, Самим Христом. Нас искушает Московская Патриархия, и никто, и ничто другое.
Три мои предшественника, благословенной памяти Митрополиты, нам точно и ясно указали правильный путь. Я только стараюсь держаться их указаниям и продолжать идти их безкомпромиссным, правильным путем.
Помоги нам всем Господь в этом искушении. Ваш искренний доброжелатель
+ Митрополит Виталий».
«Мы не склонны разделять мнение некоторых наших собратий о якобы «духовном возрождении», происходящем в России.Согласно поступающим нам сведениям, в России происходит не «духовный подъём», но лишь «золочение куполов» в храмах, в которые, по слову св. Преподобного Амвросия Оптинского, будет ходить нельзя. В связи с этим мы поддерживаем, молимся и стремимся духовно укрепить те наши малые общины, которые, несмотря на бессовестные постсоветские законы, держатся в лоне нашей Церкви, невзирая на все тяготы нынешнего бытия» (Из Окружного Послания Высокпреосв. Митрополита Виталия от 9/22 июня 2001 г.).