Память святых апостолов Петра и Павла
Автор: архіепископъ Аверкій (Таушевъ)
Отвѣщавъ же Симонъ Петръ рече: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго!
И отвѣщавъ Іисусъ рече ему: блаженъ еси Симоне, варъ Іона...
и Азъ же тебѣ глаголю, яко ты еси ПЕТРЪ, и на семъ камени созижду Церковь Мою,
и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 19).
Великое торжество празднуеть сегодня, братіе, Церковь Христова. Она прославляетъ въ сегодняшній день славную мученическую кончину двухъ величайшихъ Апостоловъ, болѣе всѣхъ потрудившихся для проповѣди Евангелія — святыхъ Петра и Павла. Въ своихъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ Она едва находитъ слова, чтобы достойнымъ образомъ почтить ихъ и прославить ихъ апостольскую ревность и самоотверженные апостольскіе труды.
«Апостоловъ первопрестольницы», «вселенныя учителіе», «Богопроповѣдниковъ первостоятели», «руцѣ Евангелія благодати», «нозѣ истиннаго проповѣданія», «рѣки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенныя питатели», «новаго завѣта Богописанныя скрижали», «основанія Церкви истинные столпы и стѣны», «всего міра предстатели» — такими возвышенными именами прославляетъ Церковь своихъ вѣрныхъ служителей, о б о и х ъ равно, замѣтьте это, братіе, не дѣлая предпочтенія одному передъ другимъ, но о б о и х ъ именуя «первостоятелями» и «первоверховными».
Велика радость, велико ликованіе вѣрующихъ, сошедшихся на этотъ праздникъ, къ которому недаромъ Церковь готовитъ насъ продолжительнымъ постомъ, и, казалось бы, въ этомъ торжествѣ вѣры должны были бы объединиться всѣ христіане, забывъ свои взаимныя распри, обиды и огорченія.
Но, увы! силенъ врагъ рода человѣческаго, и то самое, что должно было бы служить поводомъ къ объединенію, онъ хитро сдѣлалъ предметомъ раздѣленій. Не что иное какъ возвышенное ученіе Господа объ основаніи и непоколебимости Церкви, изложенное въ вышеприведенныхъ нами словахъ Господа Апостолу Петру, врагъ умудрился сдѣлать поводомъ къ возникновенію великаго р а с к о л а въ Церкви Христовой. Болью сжимается сердце каждаго вѣрующаго христіанина при мысли о губительныхъ послѣдствіяхъ этого раскола и страшно становится за виновниковъ онаго. Невольно вспоминаются грозныя слова великаго столпа Церкви св. Іоанна Златоуста: «Ничто не возбуждаетъ такъ гнѣва Божія, какъ раздѣленіе въ Церкви. Даже, если бы мы дѣлали самыя совершенныя дѣла, — разрывая единеніе, будемъ наказаны, какъ еслибы мы разрывали тѣло Господне... Даже мученичество не заглаживаетъ такого грѣха...» (Томъ XI).
Гдѣ же коренится причина этого раздѣленія? Причина подобныхъ самочинныхъ раздѣленій — всегда одна и та же. Раздѣленіе возникаеть тогда, когда кто-либо, забывая свое законное и прямое назначеніе и данное ему свыше положеніе, начинаетъ в о з н о с и т ь с я и надмеваться своимъ званіемъ — оставляетъ заповѣданное Христомъ-Богомъ смиренномудріе и увлекается душепагубной г о р д ы н е й, которая возводигь человѣка въ его мысляхъ на безмѣрную высоту, а затѣмъ съ позоромъ и стыдомъ низвергаетъ его въ бездну нравственнаго паденія.
Не мудрствуйте о себѣ паче, еже подобаетъ мудрствовати (Рим. 12, 3), — учитъ св. Апостолъ. И что характерно: съ этимъ предостерегающимъ наставленіемъ онъ обращается... къ Римлянамъ. Это глубокомысленное и весьма важное предостереженіе, которое многими и по сіе время забывается, было забыто на христіапскомъ Западѣ, гдѣ силенъ былъ духъ г о р д ы н и и в л а с т о л ю б і я древняго языческаго Рима. Оставили его безъ должнаго вниманія и нѣкоторые епископы этого «вѣчнаго города», орошеннаго мученической кровью прославляемыхъ нынѣ нами свв. первоверховныхъ Апостоловъ. Не довольствуясь и безъ того великой честью и славой епископскаго званія, они стали о себѣ м у д р с т в о в а т ь болѣе, нежели подобаетъ мудрствовать, и, подкрѣпляемые человѣческой лестью, дошли, наконецъ, до того, что провозгласили себя «непогрѣшимыми намѣстниками Сына Божія» на землѣ, какъ бы замѣстителями Самого Бога, заявивъ притязаніе на абсолютную власть надъ всѣмъ христіанскимъ міромъ, власть не только духовную, но и свѣтскую, Забывъ объ истинномъ характерѣ пастырскаго служенія, которое есть именно «с л у ж е н і е», а не «начальствованіе», не «властвованіе» и должно быть проходимо въ духѣ с м і р е н і я и к р о т о с т и и въ сознаніи своего несовершенства, своей грѣховности и непотребства предъ Богомъ, Единымъ Владыкой всѣхъ земнородныхъ, какъ пастырей, такъ и пасомыхъ, они восхитили себѣ честь, принадлежащую Единому Богу, и стали требовать, чтобы весь христіанскій міръ воздавалъ имъ Божескія почести и повиновался имъ во всемъ, не только, какъ пастырямъ Христова стада, но и какъ «замѣстителямъ Бога на землѣ», какъ «земнымъ богамъ».
Надо было чѣмъ-то оправдать такое невѣроятное, просто кощунственное для здраваго христіанскаго чувства, притязаніе, и вотъ они измыслили новое, невѣдомое древней Церкви, ученіе о томъ, будто бы Христосъ-Спаситель всю Свою власть надъ Церковью передалъ не в с ѣ м ъ Апостоламъ р а в н о, но о д н о м у л и ш ь А п о с т о л у П е т р у, котораго Онъ якобы бы поставилъ «княземъ надъ Апостолами», что самая Церковь будто бы воздвигнута Христомъ-Спасителемъ на личности Апостола Петра, какъ на своемъ основаніи, а такъ какъ папы римскіе являются будто бы «преемниками Апостола Петра», то, слѣдовательно, имъ принадлежитъ вся чрезвычайная власть и Божескія права надъ всей Христовой Церковью во всемъ мірѣ.
Братіе-христіане! Наша Православная Церковь, какъ вы видите изъ богослуженія сегодняшняго праздника, нисколько не меньше чтитъ св. Апостола Петра, какъ величайшаго изъ Апостоловъ, какъ «первоверховнаго», наряду съ св. Апостоломъ Павломъ, чѣмъ западная, римская церковь, но она никакъ не можетъ принять того новоизмышленнаго ученія о личности Апостола Петра, на которое нѣтъ ни малѣйшаго намека ни въ Священномъ Писаніи, ни въ Священномъ Преданіи, и о которомъ н и ч е г о н е з н а л ъ и с а м ъ с в. А п о с т о л ъ П е т р ъ, какъ это ясно видно изъ его соборныхъ посланій. Прочитайте отъ начала до конца все Евангеліе и даже весь Новый Завѣтъ, просмотрите всѣ Апостольскія правила и опредѣленія Вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборовъ, и вы нигдѣ не найдете никакого указанія на то, что Апостолъ Петръ былъ поставленъ «княземъ» надъ прочими Апостолами и главой в с е й Церкви, ни того, что онъ эти свои мнимыя права и полномочія передалъ по наслѣдству римскимъ папамъ. Совсѣмъ напротивъ: изъ Евангелія мы видимъ, что Христосъ-Спаситель неоднократно предостерегалъ своихъ Апостоловъ отъ горделиваго желанія главенствовать и властвовать другъ надъ другомъ и внушалъ имъ, что они — в с ѣ р а в н ы м е ж д у с о б о й, равно всѣмъ Онъ далъ власть вязать и рѣшить грѣхи человѣковъ, равно всѣмъ ниспослалъ благодать Святаго Духа.
Что касается утвержденія папистовъ, будто Христосъ-Спаситель основалъ Свою Церковь на Петрѣ, когда говорилъ: Ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь мою, то такое толкованіе противно не только Слову Божію, но и здравому человѣческому смыслу. Какъ Церковь, этотъ вѣчно-живой организмъ, находящійся въ постоянномъ духовно-органическомъ единеніи съ своимъ Главою Самимъ Христомъ-Спасителемъ, можетъ бытъ основана на личности обыкновеннаго смертнаго человѣка, со всѣми его немощами и слабостями, коимъ въ большей или меньшей степени подвержены всѣ смертные люди, не исключая святыхъ: святость не есть б е з г р ѣ ш н о с т ь и н е п о г р ѣ ш и м о с т ь, ибо святъ только Господь Богъ нашъ, Онъ Единъ токмо — «кромѣ грѣха».
Мы, православные, вѣруемъ такъ, какъ вѣровала и принимала древняя Апостольская Церковь и какъ учили и толковали Святые Отцы: камень, на которомъ Христосъ основалъ Свою Церковь, это отнюдь не человѣческая личность Апостола Петра, а произнесенное Апостоломъ Петромъ отъ лица всѣхъ Апостоловъ великое исповѣданіе вѣры въ Божество Господа Іисуса Христа — основная истина христіанства: Т ы е с и Х р и с т о с ъ С ы н ъ Б о г а Ж и в а г о! (Матѳ. 16, 16). На этой великой истинѣ, на этой непоколебимой, какъ камень, вѣрѣ въ Божество Іисуса Христа, воздвигнута Церковь Христова и будеть стоять неодолимой вратами адовыми до скончанія вѣка.
Объ этомъ говоритъ въ своемъ соборномъ посланіи и самъ святый Апостолъ Петръ, отнюдь не считая себя «камнемъ», на которомъ основана Церковь Христова, а называя этимъ «камнемъ» Божественное достоинство Сына Божія — Господа нашего Іисуса Христа: приступая къ Нему, камню живому,человѣками отверженному, но Богомъ избранному, драгоцѣнному, и сами, какъ живые камни, устрояйте изъ себя домъ духовный (1 Петр. 2, 4-5).
И второй первоверховный Апостолъ, сподвижникъ Петровъ, великій «Апостолъ языковъ» небошественный Павелъ говоритъ прямо и рѣшительно: камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4).
Но особенно, конечно, важно для насъ свидѣтельство Самого Господа Іисуса Христа, Который, разсказывая іудеямъ притчу о злыхъ виноградаряхъ, въ концѣ ея ветхозавѣтное пророчество о «Камнѣ, Егоже небрегоша зиждущіи», но Который «бысть во главу угла», совершенно явно отнесъ к ъ С е б ѣ (Матѳ. 21, 42-44).
Чувствуя всю шаткость и несостоятельность своего лжеученія, служители папскаго Рима съ крайней нетерпимостью относятся ко всѣмъ, кому совѣсть не позволяетъ раздѣлять это ихъ противное Слову Божію и здравому человѣческому смыслу измышленіе. Отсюда — непримиримая вражда, страшный фанатизмъ и невѣроятное извращеніе евангельскаго ученія въ видѣ такъ называемой «святой инквизиціи», іезуитской доктрины и прочихъ злоупотребленій папской власти.
Въ результатѣ этихъ злоупотребленій, извращавшихъ духъ истиннаго христіанства, явился бурный протестъ, въ увлеченіи своемъ совсѣмъ порвавшій съ Церковью, а какъ крайнее выраженіе этого протеста — полное б е з б о ж і е и, наконецъ, ожесточенное, неистовое б о г о б о р ч е с т в о.
Вотъ, къ чему привела гордыня и забвеніе словъ Павловыхъ: не мудрствуйте о себѣ паче, еже подобаетъ мудрствовати!! (Рим. 12, 3).
Къ чему мы все это говоримъ?
Будемъ осторожны, братіе, сугубо осторожны! Мы живемъ среди поклонниковъ папскаго Рима. Не будемъ смущаться ихъ рѣчами и, порою, насмѣшками надъ нами, не будемъ поддаваться ихъ увѣщаніямъ и угрозамъ, но будемъ твердо и мужественно стоять за свою святую родную православную вѣру, которая со временъ апостольскихъ и доселѣ хранитъ свою дѣвственную чистоту. Будемъ любить ее и цѣнить, дорожа ею, какъ неоцѣнимымъ сокровищемъ, превыше всего на свѣтѣ. А что касается служителей папскаго Рима, то не будемъ уподобляться имъ во ихъ неразумной злобѣ противъ насъ. Будемъ въ духѣ кротости и христіанской любви увѣщевать ихъ, разъясняя имъ ихъ заблужденія, и призывая ихъ вернуться въ лоно Единой Истинной Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Это — нашъ святой долгъ, наше миссіонерское призваніе, которое возложилъ на насъ Самъ Господь Богъ, поселивъ насъ между иновѣрцами.
А сами мы, воздавая честь святому первоверховному Апостолу Петру и прославляя его наравнѣ со святымъ Апостоломъ Павломъ за ихъ великіе труды и заслуги въ дѣлѣ проповѣди евангельскаго ученія, будемъ помнить, что, дѣлая это, мы не дерзаемъ ни имъ, ни кому бы то ни было изъ смертныхъ, воздавагь почестей, принадлежащихъ Единому Богу, но прославляемъ въ нихъ Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ, Которому Одному только, въ собсгвенномъ смыслѣ, принадлежитъ всякая слава, честь и поклоненіе, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.
Ужгородъ. Подкарпатская Русь. 29-го іюня 1936 года.
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 293-298. Оцифровка: russportal.ru