Проповедь Архиепископа Владимира на день памяти Святителя Николая Чудотворца
Автор: архиепископ Владимир (Целищев)
Возлюбленные о Христе, братие и сестры!
Сегодня Св. Церковь празднует память одного из самых любимых и почитаемых русским народом святых – Святителя Николая Чудотворца. Словами святительского тропаря воистину отображаются величайшие добродетели этого великого Угодника Божия.
«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, яже вещей истина...» – воспевает ныне хвалебную песнь Св. Церковь и призывает нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению столь близкому нам Мирликийскому Чудотворцу.
В переводе с церковно-славянского языка выражение: «яже вещей истина» означает, что именно «самим делом» явил Свят. Николай достойное всякого удивления воздержание, небесную высоту кротости и смирения, и непоколебимость и твердость веры, которую он ревностно охранял и защищал, подобно ревности древнего пророка Божия – Илии Фесвитянина.
Свят. Николай родился в г. Патарах Ликийских от благочестивых, благородных и богатых родителей – Феофана и Нонны. И уже при рождении его было выражено явно, что благодать Божия почивает на этом Богоизбранном младенце. Во время крещения он простоял в купели три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Которой он явился впоследствии.
«Учителем воздержания» и строгим постником он был от самого младенчества: материнское молоко в среду и пятницу он вкушал только один раз – вечером. И этот пост, в среду и пятницу, он не нарушил и сохранил в течение всей своей жизни, до самой блаженной своей кончины. Не заботился он и о стяжании земных благ, но всё свое имение раздавал бедным; а главным наслаждением его была благотворительность.
Не напрасно Св. Церковь называет Святителя Николая и «образом кротости». Кротость его обращала на путь истинный многих грешников, укрощала народные мятежи и проявлялась даже в том, что одно воззрение на святаго укрощало в других страсти, облегчало скорби и привлекало к нему даже неверных. Добродетели и чудеса вознесли его превыше всякого земного величия, вельможи и народ благоговели перед его святостью и удивлялись его подвижничеству; он один лишь не знал о своей святости, почитая себя обыкновенным человеком. По смирению он удалялся святительского сана и по тому же смирению скрывал свои благодеяния и тайные милостыни, которые спасали многих от погибели, так, что облагодетельствованные им не знали, кто им благотворит.
Но вскоре Промыслом Божиим он был избран на святительскую кафедру г. Мир Ликийских, и это звание «преемника апостолов» он воплотил в своей жизни самим делом, явившись истинным «правилом веры». За Христа он претерпел многое: его лишали имущества, заключали в темницу, угрожали смертью. На Первом Вселенском Соборе он посрамил лжеучителя Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, от Бога Отца – и, ревнуя об Истине, даже «заушил», т.е. ударил еретика. Свв. Отцы, а их было более трехсот, смутились этим поступком Святителя и лишили его знаков архиерейского достоинства, но затем некоторым из них было открыто в видении – Господь наш Иисус Христос подавал Свят. Николаю Св. Евангелие, а Божия Матерь – святительский омофор, и он был возстановлен в архиерейском звании. Таким образом, это негодование Святителя, этот его гнев на еретика не были греховными, но, наоборот, явились праведными в очах Божиих, ибо имели в основе своей любовь к Истине, которая вылилась в пламенную ревность, – согласно и апостольскому слову о том, что «любовь не радуется о неправде, радуется же об Истине» (1 Кор. 13, 6). И эта любовь к Истине, ревностное охранение Божественной Истины должны быть для нас на первом месте.
Когда-то, еще древний философ-мудрец Аристотель выступил со своей философией против своего учителя Платона, не менее великого философа. Тогда стали ему говорить: «Как же ты идешь против самого Платона, своего учителя, тем более, что ты всего лишь его ученик?». Тогда Аристотель ответил своей знаменитой фразой: «Платон мне дорог, но истина дороже».
Если языческие философы с таким непоколебимым убеждением и твердостью ревновали о своих надуманных истинах, то не надлежит ли тем более нам, считающим себя православными христианами, превыше всего поставлять в своей жизни Богооткровенные истины?! И не когда-то и где-то, а всегда и везде: на всяком месте и во всякое время. Ибо выбор этот, с кем мы, с ранодушными к Правде Божией или с ревнителями Ее, уже ставится перед нами или будет непременно поставлен, и никто, никто не минует его. И этот выбор не обязательно будет окружен каким-то великим моментом или торжественностью пьедесталов при звуке фанфар, но может быть предложен нам в незаметном и малом. Но, великое – в малом! И это «малейшее» может оказаться решающим для нашего спасения или погибели. Где-то допустили небольшой компромисс, где-то вообще не интересовались истинами веры и были к ним равнодушными, где-то просто промолчали, видя отступление от пути православного исповедания веры... Но будем помнить слова Свят. Григория Богослова о том, что зачастую «молчанием предается Бог». И Сам Господь заповедует нам «быть ревностными» в вере (Апок. 3, 19).
Святитель Николай явил нам образец этой ревности. Он явил нам и пример христианской любви – своими делами и всей своей жизнью, и продолжает являть ее посредством своих многочисленных и многообразных чудес. Он призывает нас к этой любви и зовет нас на путь спасения. Поэтому будем, возлюбленные о Христе братие и сестры, просить его особой многомощной молитвенной помощи, дабы нам явиться перед Господом сынами истины, сынами христианской любви, стяжать которую мы сможем только тогда, когда в основе ее будет лежать любовь к Истине. Аминь.
+Архiепископъ Владимiръ
Монреаль, Канада, 2013 г.