Рождество Христово

Автор: архиепископ Никон (Рклицкий)

Возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ, ибо родился вамъ въ городѣ Давидовомъ Спаситель, который есть Христосъ Господь (Лук. 2, 10-11) и вотъ и вамъ, дорогіе соотечественники, чада Церкви Божіей, знакъ: вы слышите торжественную пѣснь «Христосъ раждается» и въ вашемъ собственномъ сердцѣ переживаете радость боговоплощенія.

Праздникъ Рождества Христова имѣетъ для насъ двойное значеніе. Съ одной стороны это воспоминаніе величайшаго въ исторіи міра событія — рожденія въ Виѳлеемѣ, около 2-хъ тысячъ лѣтъ тому назадъ Спасителя міра и начало христіанской эры, съ другой стороны этотъ праздникъ — таинственное рожденіе въ нашихъ собственныхъ сердцахъ Христа Спасителя, постоянно обновляющееся въ благодатной Церкви, въ душахъ вѣрныхъ ея чадъ.

Св. Православная Церковь отличается отъ всѣхъ установленій міра тѣмъ, что она живетъ незримой духовной жизнью: «Въ храмѣ славы Твоея стояще на небеси стояти мнимъ». Эта таинственная жизнь заключается въ томъ, что всѣ событія христіанства св. Церковь переживаетъ не только какъ воспоминаніе, но и какъ дѣйствительность, непрерывно въ ней повторяющуюся во всей полнотѣ своей реальности. Эта реальность давно происшедшихъ событій раскрывается въ сердцахъ членовъ Церкви по мѣрѣ ихъ вѣры и подготовки къ этому очищеніемъ сердца и особымъ строемъ жизни, установленнымъ Церковью и называемымъ аскетическимъ, въ широкомъ смыслѣ этого слова. Для того, чтобы вспомнить какое-либо событіе или эпоху, для этого достаточно только знать объ этомъ. Но для того, чтобы вновь пережить какое-либо событіе нужно не только вспомнить его, но и возстановить въ своей душѣ переживанія этихъ событій. Чѣмъ важнѣе вспоминаемое событіе, тѣмъ ярче оно можетъ освѣтить нашу душу, тѣмъ сладостнѣе оно можетъ быть для сердца, тѣмъ тщательнѣе должна быть подготовка для его воспріятія.

Перенесемся мысленно на 2 тысячи лѣтъ назадъ и представимъ себѣ, какія возвышенныя святыя чувства переживала въ своемъ непорочномъ чистомъ сердцѣ богоизбранная Отроковица Божія Матерь, когда у Нея родился Богомладенецъ. Исполнились всѣ святыя обѣтованія. Все свидѣтельствовало передъ Ней о томъ, что въ міръ пришелъ Христосъ Спаситель, Ея Сынъ. Эти чувства — сдѣлали Ее Честнѣйшей Херувимъ и Славнѣйшей безъ сравненія Серафимъ, ибо въ той полнотѣ, которой Она ими обладала, они не доступны ни для кого изъ сотворенныхъ. Мы можемъ созерцать ихъ и наслаждаться ими лишь издали, какъ лучами палящаго солнца. Представимъ себѣ, что переживалъ ближе стоящій къ намъ по человѣчеству старецъ Іосифъ, когда онъ своими глазами увидѣлъ исполненіе обѣтованія о пришествіи Мессіи при его попеченіи, заботахъ и защитѣ. Представимъ себѣ духовное ликованіе пастуховъ, когда они увидѣли Ангеловъ, услышали ихъ пѣснь, превосходившую по своей небесной красотѣ всѣ сладчайшія гармоніи земли, когда они узнали о радостномъ, но и ужасномъ въ своемъ необозримомъ величіи событіи, — пришествіи въ міръ Творца вѣковъ, когда они поклонились Богомладенцу и принесли первое поклоненіе Царицѣ міра.

Вотъ въ Христовой Церкви эти св. чувства въ праздникъ Рождества Христова для вѣрующей души могутъ стать близкими, родными и даже повториться въ ней.

Повѣствованіе Евангелія о Рождествѣ Христовомъ можетъ читать всякій грамотный человѣкъ. Но одухотворяетъ это повѣствованіе, какъ живую жизнь, только Христова Церковь. Одно дѣло воспоминаніе и другое дѣло переживаніе дѣйствительности. Въ Христовой Церкви это таинственно соединяется, о чемъ свидѣтельствуютъ чувство умиленія и радостнотворныя слезы вѣрущихъ.

Совершается это таинство незримо въ области духа, который требуетъ для этого предварительной подготовки и очищнія. Для этого праздникъ Рождества Христова предваряетъ 40-дневный постъ; задолго до праздника, начиная отъ Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы. Церковь оглашается пѣніемъ «Христооъ раждается», передъ наступленіемъ праздника бываютъ дни предпразднства, когда усиливается постъ и вѣрующіе постепенно подводятся къ грядущему событію. Кто хочетъ насладиться свѣтлаго торжества, тотъ долженъ потрудиться въ духовныхъ подвигахъ.

Рожденіе Спасителя міра, Творца вѣковъ и Царя славы, произошло въ сугубо аскетической обстановкѣ: утомительное путешествіе изъ Назарета въ Виѳлеемъ, загородный хлѣвъ холодной ночью, стойла, вѣроятная скудость въ пищѣ, пастухи, беззащитность — вотъ что замѣняло дворцы и свиту и воиновъ и роскошь, приличествующіе Царю. Нельзя забывать того, что перепись, ради которой Іосифъ и Марія предприняли путешествіе въ Виѳлеемъ, была лишь внѣшнимъ поводомъ для путешествія; въ дѣйствительности же они должны были отправиться въ Виѳлеемъ потому, что Сыну Давидову надлежало родиться въ царскомъ градѣ. Однако, они отправились для этой цѣли не въ царскихъ колесницахъ и поселились не въ роскошныхъ дворцахъ, а все это совершилось въ крайней нищетѣ и во внѣшнемъ убожествѣ, на послѣдней грани человѣческой жизни.

Этимъ Господь показалъ намъ, что жизнь міра противоположна жизни духа и для пріятія жизни духа требуется подвигъ.

Добровольный подвигъ часто восполняется бѣдствіями, страданіями или опытомъ жизни, черезъ которые возможно убѣдиться въ тщетѣ земного и цѣнности духовнаго.

Наша Родина и ея Св. Церковь призваны отъ Господа свидѣтельствовать всѣмъ о Его пришествіи въ міръ и объ основаніи Имъ новой жизни на землѣ. Эта жизнь въ сладостномъ блаженствѣ, какъ бы въ лучахъ утренней зари, начинается въ Его Св. Церкви въ сію священную ночь и осуществляется въ вѣчности, и мы можемъ стать участниками этой дизни черезъ Церковь.

Въ эту ночь, подобно тому какъ воспѣвали св. Ангелы, воспоемъ и мы чистымъ сердцемъ: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе.

Декабрь 1951 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 167-170. 

оцифровка: "Русскiй Порталъ"