Страшная ночь (3/16 – 4/17 іюля 1918 года.)
Автор: Архіеп. Аверкій Таушевъ
Ровно 49 лѣтъ исполняется въ эту предстоящую ночь съ той страшной ночи, когда въ Екатеринбургѣ произошло безпримѣрное въ исторіи человѣчества злодѣяніе — безпримѣрное по своей жестокости, по необыкновенной силѣ злобы, проявившейся въ немъ, и, особенно, по своимъ губительнымъ послѣдствіяхъ не только для нашей Родины-Россіи, но и для всего міра. И совсѣмъ невѣрно — видѣть въ этомъ страшномъ злодѣяніи одинъ только чисто-политическій актъ, какъ и въ служеніи нами панихидъ по убіенной Царской Семьѣ — неумѣстное занятіе политикой, въ чемъ нѣкоторые такъ любятъ насъ обвинять.
Это — актъ религіозно-мистическій, имѣюшій глубокій и страшный таинственный смыслъ. И это религіозно-мистическое значеніе его мы должны всегда имѣть ввиду и хорошо его помнить, дабы правильно оцѣнивать все, что произошло въ Россіи и что происходитъ нынѣ въ мірѣ.
Прекрасно разъясняетъ его намъ нашъ великій всероссійскій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій, недавно нами прославленный, который духомъ своимъ еще за много лѣтъ прозрѣвалъ это страшное злодѣяніе. Когда однажды пріѣхали къ нему изъ Пермской губерніи благочестивые богомольцы, онъ неожиданно сказалъ: «Надъ Пермью повисъ черный Крестъ» (Екатеринбургъ входилъ тогда въ составъ Пермской губерніи). Только послѣ ужасныхъ событій 1918 года они поняли смыслъ этихъ пророческихъ словъ. Совершая однажды богослуженіе въ подворьѣ Леушинскаго монастыря въ Петербургѣ, св. праведный Іоаннъ въ своей проповѣди началъ съ особою силою взывать: «Кайтесь, кайтесь! приближается ужасное время — столь ужасное, что вы и представить себѣ не можете!» — А когда 80-лѣтняя старица Игуменія Таисія спросила его: «Батюшка, когда же это будетъ?» — Онъ отвѣчалъ: «Мы съ тобою, матушка, не доживемъ, а вотъ они» — и онъ указалъ рукой на болѣе молодыхъ монахинь — «доживутъ».
Въ своемъ замѣчательномъ словѣ на день рожденія Государя Императора Николая Александровича въ 1902 году св. прав. Іоаннъ сказалъ буквально такъ: «...Да, чрезъ посредство державныхъ лицъ Господь блюдетъ благо царствъ земныхъ и, особенно, благо мира Церкви Своей, не допуская безбожнымъ ученіямъ, ересямъ и расколамъ обуревать ее, — и величайшій злодѣй міра, который явится въ послѣднее время, — Антихристъ не можетъ появиться среди насъ, по причинѣ самодержавной царской власти, сдерживающей безчинное шатаніе и нелѣпое ученіе безбожниковъ. Апостолъ говоритъ, что дотолѣ не явится на землѣ Антихристъ, доколѣ будетъ существовать самодержавная царская власть.
«Тайна бо уже дѣется беззаконія», говоритъ онъ, но дотолѣ не совершится, доколѣ не возьмется отъ насъ Державный: «Дондеже держай нынѣ отъ среды будетъ», и«тогда явится беззаконникъ», котораго «Господь Іисусъ убіетъ духомъ усть Своихъ» (2 Сол. 2, 7-8).
Въ одной изъ другихъ своихъ проповѣдей св. прав. Іоаннъ прямо говорилъ, что «когда возьмется отъ земли Удерживающій теперь (Православный Русскій Царь-Самодержецъ, по неоднократному его толкованію), тогда придетъ Антихристъ» (см. слово 1906 года).
Въ проповѣди своей, сказанной въ 1907 году, св. прав. Іоаннъ грозно прорекалъ: «Царство Русское колеблется, шатается, близко къ паденію. Если въ Россіи такъ пойдутъ дѣла, и безбожники и анархисты-безумцы не будутъ подвергнуты праведной карѣ закона, и если Россія не очистится отъ множества плевелъ, то она опустѣетъ, какъ древнія царства и города, стертые правосудіемъ Божіимъ съ лица земли за свое безбожіе и за свои беззаконія... Бѣдное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всѣмъ сердцемъ Бога, Церкви, любви къ Царю и Отечеству и чистоты нравовъ... И чѣмъ бы мы стали, Россіяне, безъ Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя Россіи, такъ какъ Носитель и Хранитель Россіи, послѣ Бога, есть Государь Россіи — Царь Самодержавный: безъ него Россія — не Россія».
Не поразительно ли, какъ буквально исполнились эти пророческія слова нашего великаго праведника и прозорливца? — Не стало Царя — не стало и Р о с с і и!
И вотъ, съ той поры какъ не стало «Удерживающаго» — Православнаго Самодержавнаго Царя Русскаго, а вмѣстѣ съ Нимъ не стало и прежней Россіи, какъ Святой Руси, — мы ясно видимъ, какая началась во всемъ мірѣ бѣшенно-напряженныя работа по созданію условій и обстановки, которыя бы благопріятствовали скорѣйшему появленію Антихриста.
Поистинѣ только слѣпые духовно могутъ этого не видѣть!
Какъ быстро все въ мірѣ начало рѣзко мѣняться къ худшему: какое гоненіе (все равно, открытое ли то или скрытое!) возникло вездѣ на истинную вѣру и Церковь, какъ хитроумно и искусно, подъ всевозможными благовидными предлогами, стали подрываться всѣ прежніе добрые религіозно-нравственные устои жизни, какое циничное вольнодумство, какая безстыдная нравственная распущенность на мѣсто ихъ стали всюду водворяться! Особенно въ самое послѣднее время, послѣ второй міровой войны, это всеобщее повальное отступленіе, которое, по словамъ св. Апостола (2 Сол. 2, 2-3), должно предшествовать явленію Антихриста, пошло подлинно какими-то гигантскими шагами. Буквально чуть ли не каждый слѣдующій день приноситъ намъ въ этомъ отношеніи все новыя и новыя сокрушающія душу извѣстія.
Можемъ ли мы, послѣ всего этого, какъ-то ублажать и убаюкивать себя, пытаясь увѣрять и себя и другихъ, что все обстоитъ хорошо, что все въ мірѣ идетъ вполнѣ нормально, къ какому-то положительному прогрессу? Не значило ли бы это — обманывать себя и другихъ?
Всѣмъ благоразумнымъ, честнымъ и здравомыслящимъ людямъ теперь должно быть совершенно ясно, какой страшный религіозно-мистическій смыслъ сокрытъ въ этомъ жуткомъ Екатеринбургскомъ злодѣяніи, что это отнюдь не простое политическое убійство, каковыхъ въ исторіи было не мало.
Православный Русскій Царь, а съ нимъ и Православная Россія должны были быть устранены, уничтожены, дабы ничто не мѣшало, ничто не препятствовало скорѣйшему воцаренію на землѣ противника Христова — Антихриста.
И вотъ мы теперь съ вами и являемся какъ разъ невольными свидѣтелями этой напряженной подготовки къ его воцаренію!
Времена и сроки намъ, правда, ясно не открыты, но зато признаковъ близости этого дано больше чѣмъ достаточно. И съ каждымъ днемъ мы наблюдаемъ исполненіе этихъ признаковъ, все болѣе и болѣе поразительныхъ и вразумительныхъ для тѣхъ, кто хочетъ и способенъ еще вразумляться.
Итакъ, наша панихида по царственнымъ мученикамъ — это отнюдь не политическій актъ, а религіозно - мистическій. И потому эта панихида носитъ особый, отличный отъ обычныхъ панихидъ характеръ. Конечно, мы, какъ и при всякой панихидѣ, молимся о прощеніи и оставленіи грѣховъ убіенныхъ, какъ мы молимся и обо всѣхъ, еще не прославленныхъ оффиціально Церковью святыхъ, но одновременно мы молимся покаянною молитвою и о прощеніи нашихъ собственныхъ грѣховъ, поскольку всѣ мы, православные русскіе люди, такъ или иначе въ бóльшей или меньшей степени, виновны въ томъ, что допущено было на нашей русской землѣ такое страшное злодѣяніе. Ввиду этого нашей Высшей Церковной Властью и установлено читать въ концѣ этой панихиды особую колѣнопреклонную покаянную молитву, слова и мысли которой заимствованы изъ молитвы трехъ благочестивыхъ отроковъ въ пещи огненной — изъ книги пророка Даніила. Вмѣстѣ съ тѣмъ, мы просимъ нашихъ царственныхъ мучениковъ вознести и о насъ молитву передъ престоломъ Божіимъ, о нашей несчастной страждущей Родинѣ-Россіи и о всемъ современномъ мірѣ, судьбы котораго такъ очевидно связаны съ судьбой нашей Россіи. Аминь.
Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. Jordanville С. 499-503.
оцифровка: slovo.russportal.ru